Неточные совпадения
Такие мысли являлись у нее неожиданно, вне
связи с предыдущим, и Клим всегда чувствовал в них нечто подозрительное, намекающее. Не считает ли она актером его? Он уже догадывался, что Лидия, о чем бы она ни говорила, думает о любви, как Макаров о судьбе женщин, Кутузов о социализме, как Нехаева будто бы думала о смерти, до поры, пока ей не удалось вынудить любовь. Клим Самгин все более не любил и боялся людей, одержимых одной
идеей, они все насильники, все заражены стремлением порабощать.
— «И, что всего замечательнее, эту свою нелюбовь она распространяет даже на богатство материальное, инстинктивно сознавая его символическую
связь с общей
идеей культуры». Символическую? — вопросительно повторил Дронов, закрыв глаза. — Символическую? — еще раз произнес он, взмахнув гранками.
Фанатик не может установить никакой
связи между
идеей, которой он одержим, и свободой.
Профетизм его не имеет обязательной
связи с его теократической схемой и даже опрокидывает ее, Вл. Соловьев верил в возможность новизны в христианстве, он был проникнут мессианской
идеей, обращенной к будущему, и в этом он нам наиболее близок.
Он мог брать для своих изображений не те жизненные факты, в которых известная
идея отражаемся наилучшим образом, мог давать им произвольную
связь, толковать их не совсем верно; но если художническое чутье не изменило ему, если правда в произведении сохранена, — критика обязана воспользоваться им для объяснения действительности, равно как и для характеристики таланта писателя, но вовсе не для брани его за мысли, которых он, может быть, еще и не имел.
Петр Степанович всё время и постоянно, шепотом, продолжал укоренять в губернаторском доме одну пущенную еще прежде
идею, что Николай Всеволодович человек, имеющий самые таинственные
связи в самом таинственном мире, и что наверно здесь с каким-нибудь поручением.
Он намекал, что это даже придаст какой-то особый, благородный оттенок их дружеской
связи… их «
идее».
Поэтому приписывать замечательным двигателям истории ясное сознание отдаленных последствий их действий или все самые мелкие и частные их деяния подчинять одной господствующей
идее, представителями которой они являются во всей своей жизни, делать это — значит ставить частный произвол выше, чем неизбежная
связь и последовательность исторических явлений.
Связь ее с
идеею греческой судьбы и различными ее видоизменениями очень ясна.
Такой вопрос рождается тем естественнее, что под «
идеею» [у Гегеля] понимается «общее понятие так, как оно определяется всеми подробностями своего действительного существования», и потому между понятием
идеи и понятием жизни (или, точнее, понятием жизненной силы) есть прямая
связь.
Ясно также, что определениями прекрасного возвышенного, которые кажутся нам справедливыми, разрушается непосредственная
связь этих понятий, подчиняемых одно другому определениями: «прекрасное есть равновесие
идеи и образа», «возвышенное есть перевес
идеи над образом».
6) Трагическое не имеет существенной
связи с
идеею судьбы или необходимости. В действительной жизни трагическое большею частью случайно, не вытекает из сущности предшествующих моментов. Форма необходимости, в которую облекается оно искусством, — следствие обыкновенного принципа произведений искусства: «развязка должна вытекать из завязки», или неуместное подчинение поэта понятиям о судьбе.
8) Возвышенное (и момент его, трагическое) не есть видоизменение прекрасного;
идеи возвышенного и прекрасного совершенно различны между собою; между ними нет ни внутренней
связи, ни внутренней противоположности.
Как бы человек ни считал себя занимающимся одними фактами, внутренняя необходимость ума увлекает его в сферу мысли, к
идее, к всеобщему; специалисты выигрывают упорным непослушанием только то, что, вместо правильного пути поднятия, они блуждают в странной среде, которой дно — факты без
связи, а верх — теоретические мечтания без
связи.
В природе все частно, индивидуально, врозь суще, едва обнято вещественною
связью; в природе
идея существует телесно, бессознательно, подчиненная закону необходимости и влечениям темным, не снятым свободным разумением.
Эти весьма гибельные (bien funestes) сношения поддержали во Владимире феодальную
идею, хотя, с другой стороны, его увлекала чисто славянская
идея о праве и
связях родовых (du droit et des liens de race).
Даже, если уж вы так знать хотите,
связи с любимой женщиной порвал, как только почуял первый клич
идеи.
Тело и материя отнюдь не тождественны, как это обычно считают,
связь телесности с материей есть загадка, по-своему не менее таинственная, нежели
связь души с телом; бестелесное же существование
идей есть фикция и абстракция: nulla idea sine corpore [Нет
идеи без тела (лат.).].
«Доказательства» бытия Божия, каковы бы они ни были, все от философии и лишь по недоразумению попадают в догматическое богословие, для которого Бог дан и находится выше или вне доказательств; в философии же, для которой Бог задан как вывод или порождение системы,
идея о Нем приводится в
связь со всеми
идеями учения, существует лишь этой
связью.
Идея творения мира Богом поэтому не притязает объяснить возникновение мира в смысле эмпирической причинности, она оставляет его в этом смысле необъясненным и непонятным; вот почему она совершенно не вмещается в научное мышление, основывающееся на имманентной непрерывности опыта и универсальности причинной
связи, она остается для него бесполезна и ему чужда, — есть в этом смысле заведомо ненаучная
идея.
Учение Платона об
идеях, вершиной которых является
идея Блага, само Божество, необходимо имеет два аспекта, вверх и вниз:
идеи имеют самосущее бытие в «умном месте», представляя собой нечто трансцендентное мировому бытию, как быванию, но они же его собой обосновывают, бытие причастно им, а они бытию, между двумя мирами существует неразрывная
связь — причины и следствия, основы и произведения, эроса и его предмета и т. д.
Спб., 1892.] мы наблюдаем дальнейшее развитие
идей отрицательного богословия, в
связи с знаменитыми спорами о Фаворском свете [Фаворский свет — свет, которым просияло лицо Иисуса Христа при Его Преображении.
Учение о Логосе у Филона Александрийского и Иоанна Богослова в
связи с предшествовавшим историческим развитием
идей Логоса в греческой философии и иудейской теософии.
Это была иллюзия, хотя и имеющая
связь с глубокой темой H. Федоров хотел победить смерть, обратить время, изменить прошлое путем «общего дела» активного воскрешения Это была великая и христианская
идея, но она не была достаточно связана с проблемой личности и свободы, с проблемой победы сознания над объективацией.
Но по
идее своей и по смыслу своему любовь совсем не есть половая похоть, не имеет обязательной
связи с физиологическим влечением и может избавлять от него.
Если бы за все пять лет забыть о том, что там, к востоку, есть обширная родиной что в ее центрах и даже в провинции началась работа общественного роста, что оживились литература и пресса, что множество новых
идей, упований, протестов подталкивало поступательное движение России в ожидании великих реформ, забыть и не знать ничего, кроме своих немецких книг, лекций, кабинетов, клиник, то вы не услыхали бы с кафедры ни единого звука, говорившего о
связи «Ливонских Афин» с общим отечеством Обособленность, исключительное тяготение к тому, что делается на немецком Западе и в Прибалтийском крае, вот какая нота слышалась всегда и везде.
Но
связи с тогдашними передовыми
идеями у него уже не было настолько, чтобы самому обновиться.
Здесь же первенствующий интерес получат общие итоги и оценки моих пережитков, а выдающиеся иностранцы будут появляться лишь попутно, в прямой
связи с теми новыми сферами жизни,
идей и всяких духовных приобретений, через которые я проходил за целых пять лет житья на западе.
Может быть, на меня его манера держать себя и бесцеремонность этой импровизированной беседы подействовали слишком сильно; а я по своим тогдашним знакомствам и
связям не был достаточно революционно настроен, чтобы все это сразу простить и смотреть на Чернышевского только как на учителя, на бойца за самые крайние
идеи в радикальном социализме, на человека, который подготовляет нечто революционное.
Религиозно обоснованная русская монархия была осуждена свыше, осуждена Богом и прежде всего за насилие над церковью и религиозной жизнью народа, за антихристианскую
идею цезаропапизма, за ложную
связь церкви с монархией, за вражду к просвещению.
Платон утверждал духовность разума, его
связь с миром
идей.
У Достоевского была
идея, к которой он много раз возвращается, — о
связи социализма с католичеством.
Распадение
связи времен, полный разрыв между прошлым и будущим, надругательство над великими могилами и памятниками прошлого, жажда истребления всего бывшего и отошедшего, а не воскресения его для вечности, есть измена
идее народа как великого целого, есть предательство ценностей, непреходящих по своему значению.
Но допустив даже, что справедливы все хитросплетенные рассуждения, которыми наполнены эти истории; допустив, что народы управляются какою-то неопределимою силой, называемою
идеей, — существенный вопрос истории всё-таки или остается без ответа, или к прежней власти монархов и к вводимому общими историками влиянию советчиков и других лиц присоединяется еще новая сила
идеи,
связь которой с массами требует объяснения.